Видеокурс журнала-издательства «Формаслов»
Узнайте, какие ошибки допускает большинство начинающих писателей, как улучшить текст и как грамотно составить письмо в журнал или издательство, повысив шансы на публикацию.

Видеокурс журнала-издательства «Формаслов»
Узнайте, какие ошибки допускает большинство начинающих писателей, как улучшить текст и как грамотно составить письмо в журнал или издательство, повысив шансы на публикацию.

«Формаслов» — один из ведущих современных электронных журналов о литературе и издательский проект. С нами — сотни талантливых авторов, уже известных и только начинающих свой путь, большая, чуткая редакционная команда, специалисты издательского дела. Мы на связи с фестивалями и литературными форумами, союзами писателей и разными творческими проектами. Теперь мы запустили свой видеокурс для начинающих писателей «Времена года»! С ним вы не только научитесь приемам создания художественного текста, но и получите практические советы редакторов, критиков и опытных писателей.
11 видеоуроков о том, как создавать хорошие тексты и что с ними делать;
9 заданий на развитие творческого мышления;
бессрочный доступ к мастер-классам;
список полезной литературы;
смотрите видео в любое удобное время;
pdf-карта ваших возможностей на 20 страницах формата А4 — систематизированная информация по журналам, издательствам, премиям и конкурсам, бесплатным семинарам, литагентствам и резиденциям — со ссылками, инсайдами и конкретикой!
Введение 1. О курсе «Времена года» и частых ошибках начинающих писателей
Что портит большинство текстов? Мотивация героя и достоверность ситуаций. Типы общих мест. Когда штампы играют против писателя, а когда за? Как преодолевать жанровые рамки и не буксовать на месте? Разбираем на реальных примерах.
Анна Маркина — главный редактор издательства «Формаслов», поэт, прозаик, критик. Автор четырех книг стихов (в т.ч. сборника «Осветление»), книги для детей и взрослых «Сиррекот, или Зефировая Гора» и романа «Кукольня». Публиковалась в журналах «Дружба Народов», «Волга», «Новый Журнал», «Интерпоэзия» и многих других. Победитель премии «Восхождение» «Русского ПЕН-Центра», финалист премий Катаева, Левитова и др. Вела литературные семинары Форума молодых писателей и Союза писателей России.
Введение 2. О работе журнала и издательства с авторами и взаимодействии с редактором
Общение с редактором: ошибки и причины ошибок. Чего категорически не рекомендуется делать и как написать «правильное» первое письмо? Как догадаться, что тебе отказали? Вежливая сдержанность или эмоциональный напор — какой стратегии придерживаться?
Евгения Джен Баранова — главный редактор журнала «Формаслов», поэт. Автор многих публикаций («Дружба Народов», «Звезда», «Новый берег», «Интерпоэзия» и т.д.) и пяти поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» («Алетейя»), «Хвойная музыка» («Водолей») и «Где золотое, там и белое» («Формаслов»). Победитель премии им. Астафьева, премии журнала «Дружба народов»; спецприз журнала «Юность» в премии «Лицей».
Урок 1. Как строить сюжет и удерживать внимание читателя?
Достоверность текста. Как создать правдоподобную модель мира и «настоящих» персонажей? Внешний и внутренний конфликт. Фабула и сюжет. Классическая схема сюжета — что работает и не работает сегодня. Время повышения ставок. Финал и идея.
Женя Декина — прозаик, сценарист. Редактор сериалов в «Яндекс.Кинопоиск» и старший менеджер проектов в Ассоциации союзов писателей и издателей России. Член жюри премии «Большая Книга», «Восхождения», премий им. Левитова и Ф. Искандера. Руководитель обучающих семинаров Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Ассоциации союзов писателей и издателей. Автор двух книг прозы, в т.ч. романа «Плен» («Эксмо»).
Урок 2. Как создать персонажа?
Протагонист и антагонист. За какими типами героев интересно следить? Анкета героя. Цели, слабости, предназначение и атрибуты. Что помогает показывать характер персонажа в тексте?
Виктория Татур — редактор отдела детской литературы в журнале «Формаслов». Автор книг для детей, вышедших в издательствах «Формаслов», «Нигма», «Волчок», «Детская литература» и др., а также стипендиатка Министерства Культуры РФ. Член оргкомитета Совета Молодых Литераторов (Союз писателей России) и премии им. Левитова. Публиковалась в журналах «Костер», «Простокваша», «Лиterraтура», «День и ночь» и др.
Урок 3. Стиль и индивидуальность
Что такое авторская личность? Чехов и Потапенко, Милославский и Гоголь. Отражение индивидуальности в тексте. Биографический опыт. Особенности личностного склада. Мироотношение. Своеобразие художественного дара.
Евгений Абдуллаев (псевдоним — Сухбат Афлатуни) — прозаик, поэт, критик. Лауреат премий журнала «Октябрь», «Русской премии». Финалист «Русского Букера», «Ясной Поляны», «Большой книги». Автор трех поэтических сборников, пяти книг прозы, в том числе романа «Поклонение волхвов» («Рипол классик»), и двух сборников литературной критики «Дождь в разрезе» («Рипол классик») и «Как убить литературу» («Эксмо»). Член жюри премии «Большая Книга», редсовета журнала «Дружба народов».
Урок 4. Как сделать текст смешным?
Как работает юмор в текстах — показываем на примерах. Роман Татьяны Толстой «Кысь» и поздние повести А.П. Чехова («Бабье царство», «Три года»). Что помогает создать комический эффект? Ожидаемое и действительное, отвратительное и приятное. Как получается языковая игра? Остранение. Высший пилотаж в художественном юморе.
Иван Шипнигов — прозаик, сценарист. Автор романа «Стрим» («Лайвбук») и «Непонятного романа» (РЕШ). Финалист премий «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «НОС». Лауреат Московской арт-премии. Соавтор сценария сериала «Руммейт» (more.tv).
Урок 5. Как поймать творческое состояние?
Что такое вдохновение? Что о нем говорили известные философы, писатели, ученые и психологи (Гандлевский, Бродский, Ахматова, Пушкин, Ницше, Юнг, Бердяев и многие другие)? Измененные состояния сознания. Как управлять вдохновением? Упражнения, инициирующие ресурсное творческое состояние.
Надя Делаланд — арт-терапевт, поэт, прозаик, критик. Доктор филологических наук. Автор романа «Рассказы пьяного просода» («Эксмо») и четырнадцати книг стихов (в т.ч. сборника «Сон на краю» («Воймега»). Публиковалась в журналах «Дружба народов», «Звезда», «Нева», «Волга», «Новая юность», «Литературная учеба» и др. Ведущая многих творческих семинаров и автор арт-терапевтического курса «Делаландия».
Урок 6. Как придумать антиутопию?
Жанр антиутопии. Неравенство и борьба за власть как платформа для построения сюжета. Роль страха. Доведение до абсурда. Цена всеобщего благоденствия. Какие вопросы задать себе при создании антиутопического мира? Герой и события вокруг него.
Cофья Ремез — журналист, сценарист, прозаик. Автор рассказов, сказок, повестей для детей и подростков, в т.ч. бестселлеров — трилогии о Гоше Куницыне («КомпасГид»), антиутопии «Тихие игры» («Пять четвертей»). Публиковалась в журналах «Юность», «Костёр» и др. Автор сценариев серий «Нового Простоквашино».
Урок 7. Стихи для детей: что такое хорошо, что такое плохо?
Становление детской литературы. Почему футуризм и авангардизм привели к расцвету детлита? Шкатулки с сюрпризами и примитивизм. Игровая поэзия как монтаж аттракционов. Морализаторство. Чего не надо делать ни в коем случае, но все-таки можно? Рифма и ритм.
Урок 8. Как писать прозу, чтобы (не) разозлить критика
Жанровая и большая литература. Шаблоны и читательские ожидания. Young adult. Качества большой литературы: как снять литературные сливки? Штампы, которых следует избегать. Литература травмы, автофикшн, постмодернизм, чернуха, гламурная драма и другие тренды. Крупная и короткая проза — тенденции.
Иван Родионов — критик. Обладатель премии «_Литблог» от «Большой книги». Лауреат премии им. Л. Аннинского, финалист премий «Болдинская осень», «Блог-пост» и «Неистовый Виссарион». Член жюри премий «Национальный бестселлер», им. В. Катаева и «Ясная Поляна». Публиковался на порталах «Год литературы», «Горький», в журналах «Новый мир», «Юность» и др.
Урок 9. Куда податься начинающему автору?
Путь от рукописи к первым публикациям. Взаимодействие с журналами и издательствами — отличия. Как оформить письмо в издательство? Синопсис и аннотация. В какие издательства легче попасть? Самиздат и Ridero. Писательские семинары и форумы. Литературные агентства.
Татьяна Леонтьева — редактор, прозаик. Работает ведущим редактором в издательстве «Речь». Дебютный роман «Полтора килограмма соли» вышел в издательстве «Рипол-классик» (серия «Редактор Качалкина»). Сборник рассказов «Суп без фрикаделек» опубликован издательством «Фолиант» (серия «Проза наших дней»). Печаталась в журналах «Октябрь», «Кольцо А» и др.
Дополнение. Дорожная карта писателя
Литературные журналы (более 30) — топовые «толстяки» и журналы, в которых легче опубликоваться; как туда попасть; где читают самотек, где не читают. Книжные издательства прозы, детской литературы и поэзии — кто более открыт для сотрудничества. Как оформить заявку, биографию и синопсис. Как выдвинуться на самые крупные премии; ежегодные денежные премии со свободным участием (более 20 идей со сроками и условиями рассмотрения заявок и выдвижения). Писательские форумы, семинары и резиденции, финансируемые государством; фестивали с предварительным конкурсом (более 20 идей). Агентства. Пример мотивационной карты.
Видеокурс: «Времена года»
Вы получите pdf с программой, ссылками на видеоуроки, тематическими заданиями к просмотренным лекциям и списками рекомендованной литературы. А также pdf с дорожной картой писателя.
Курс предполагает самостоятельное знакомство, вне группы.
Дорожная карта писателя: от рукописи к публикации
Для тех, кто хочет получить выжимку информации о том, как заявить о себе в литературном мире. Воспользовавшись этим файлом, вы сэкономите море сил и времени. Мы поместили сюда все, что сами узнали за годы и годы битья головой о закрытые двери =). Здесь карту можно купить отдельно от курса.
20 страниц А4 в формате pdf о ситуации в липроцессе: подробное описание см. в программе курса
— пишет прозу (для поэтов много полезной информации в пдф-карте писателей — можно скачать отдельно);
— хочет получить профессиональные навыки и развивать писательские способности;
— испытывает необходимость посмотреть на свои тексты под новым углом;
— ищет точку, от которой можно оттолкнуться;
— хочет сэкономить время, избежать распространенных ошибок и ускорить путь к собственной книге и первым публикациям;
— уже публиковался, но еще не вполне ориентируется в литературном процессе.
С выхода рассказа в «Формаслове» начались мои публикации. Текст раскопали в самотеке, а через год эта история стала детской книгой «Конфетами Ти-Рекса не кормить» (в изд-ве «Феникс»). Первый тираж в 3000 закончился за полгода, допечатали новый. За прошедшие два года у меня вышли еще две книги («Это не Тритон» и «Как Самолётов бегал от пятёрок»).
Еще один мой текст обсуждался на Школе Фонда СЭИП, которую вели представители «Формаслова» и «Дружбы Народов». Все разбиралось четко и по делу. Эта повесть скоро тоже выйдет отдельной книгой. Недавно пришли правки выпускающего редактора. И они практически полностью совпадают с озвученными на Школе замечаниями. Нужен особый талант, чтобы так видеть рукописи и их потенциал. Удивительно легкая редакторская рука, незамыленный взгляд и доброе отношение!
Смело рекомендую курс. Будет полезно не только новичкам!

Я очень рада сотрудничеству и знакомству с прекрасной командой проекта! Редакторы профессионалы и максимально вовлечены в своё дело. Считаю большой удачей, что они обратили внимание на мою трилогию «О чем молчит лес», которая вышла в виде очень красивой книги в издательстве. Горжусь нашей общей работой, благодарю и всегда желаю процветания и счастья «Формаслову»!

Я мечтала написать сказку для дочери с первого УЗИ. Шли годы, ничего не написалось. И я вычеркнула эту мечту из планов, но под новогодней елочкой обнаружила сертификат на курс в писательской школе. Там я познакомилась с моим будущим редактором Анной Маркиной, получила самые вдохновляющие, трепетные и продвигающие вперёд правки. Текст начал жить, дышать, меняться. Восторг! И тут случилось невозможное: Анна поверила в проект моей книги и предложила помощь в его масштабировании. Команда издательства проделала колоссальную работу! И вот тираж отпечатали, и он успел разойтись за два месяца, побывав бестселлером на Ozon. Это ли не чудо? Чудо, которое случилось со мной! Спасибо всем причастным. Это любовь в каждой букве.

Есть ли у слов — форма? Что за вопрос? Конечно, есть! Слова бывают овальные и прямоугольные, круглые и квадратные — да мало ли ещё какие?! Об этом как нельзя лучше вам расскажет журнал-издательство «Формаслов».
Мы познакомились, когда я участвовал в отборочных семинарах Форума молодых писателей. Достаточно сказать, что почти все семинаристы (включая автора этих строк) попали в длинный список престижной премии «Лицей». И всё это, уверен, стало возможным благодаря советам наших мастеров. Их замечания позволили сделать наши тексты лучше, совершеннее.
После я, пользуясь знакомством, «напросился» на публикацию в журнал. Взяли три моих рассказа. Горжусь! И вообще — что может осчастливить писателя больше, чем публикация?
Так что, если вы согласны, что слова бывают круглые, квадратные и мало ли ещё какие, вам в «Формаслов»!

На сегодняшний день журнал «Формаслов» — один из самых заметных и перспективных литературных проектов. Слаженная команда редакторов не просто качественно выполняет свою работу, но и обеспечивает реализацию всевозможных культурных задач, в том числе и просветительскую.
Я лично очень признательна журналу и его создателям за то, что именно здесь началась моя литературная деятельность как критика. Мои первые публикации выходили именно в «Формаслове», а уже потом стали востребованы в других журналах — таких, как «Знамя», «Нева», «Интерпоэзия», Prosodia и другие.

Моя последняя книга стихов «Зреет яблоко» вышла в издательстве «Формаслов». Работа шла настолько оперативно, содержательно и без лишних проволочек, что мне казалось — над ней трудятся сотня маленьких белочек — расставляя стихи внутри книги согласно драматургии, рисуя очаровательные яблоки в оформлении. Все бы в жизни получалось так же просто и в срок! В итоге сложилась книга, которую не стыдно показать самому взыскательному и искушённому ценителю. Очень, очень благодарна всей трудолюбивой команде!

«Формаслов» я знаю задолго до того, как он стал журналом-издательством. Знаю очень давно его организаторов Анну Маркину и Евгению Баранову как прекрасных поэтов, знаю членов редколлегии — замечательных писателей. Знаю и как редактор, потому что сам работаю в «Формаслове» редактором, и как автор, потому что «Формаслов» выпустил мою книгу прозы «Пылинки».
Проект объединил не только авторов различных эстетических и политических позиций, но построил некий мост между молодым и старшим поколением.
«Формаслов» создал сообщество единомышленников и окружил их атмосферой взаимоуважения и свободы. Видимо, пришла пора делиться опытом с начинающими поэтами и прозаиками. Кто-то должен поддерживать традицию и нести магию слова людям.








Остались вопросы или что-то не работает? Свяжитесь с нами: redaction@formasloff.ru