Романтический рассказ Ольги Андреевой о наступающем (уже наступившем) будущем. «Подобное сканирование человеческой психики действительно будет вполне возможно в недалёком будущем. Не сомневайся». Это в будущем, а пока же программисты просто разыграли героиню повествования, чтобы вывести на откровение. Но она сама же так захотела, похоже что. Хотя кто знает. В любви всё запутано. И искусственному интеллекту любовь вряд ли будет когда-либо по силам.
Михаил Квадратов
 
Ольга Андреева — автор девяти поэтических сборников и одной книги прозы. Стихи опубликованы в журналах «Новый мир», «Новый Журнал», «Эмигрантская лира», «Нева», «Дальний Восток», «Артикль», «Дегуста», «Формаслов», Prosodia, «Южное сияние», «День и ночь»,  «Плавучий мост», «Дети Ра», «Новая Юность», «Крещатик», «Зинзивер», «Аргамак», «Ковчег» и др. 2-е место в интернет-конкурсе «Эмигрантская лира» 2019 г. и 2021 года, 3-е место — в 2023 году, диплом конкурса «Русский Гофман» 2019 и 2020 г.,  диплом премии «Антоновка 40+» — 2020 г. в номинации «Критика», 1-е место в конкурсе «Гений места» — 2023 г.  (за лучшую рецензию), два диплома Волошинского конкурса 2024 г. Проза публиковалась в «Неве», в «Артикле», в «Новом Свете» (Канада), в «Дальнем Востоке», в «Южном Сиянии» (Одесса), в «Формаслове», в «Точке Зрения», в «Новом Континенте», в «Вестнике Пушкинского общества Америки»,  в журнале Юрия Кувалдина «Наша улица», в «Поэтограде» Евгения Степанова. Живёт в Ростове-на-Дону, работает проектировщиком автодорог.

 


Ольга Андреева // Поговори со мной

 

Ольга Андреева // Формаслов
Ольга Андреева // Формаслов

— Нет-нет, не надо с визуализацией, боже упаси, это было бы слишком больно и странно… Мне голос, только его голос слышать по утрам — но не заезженной пластинкой с выученных наизусть роликов, а свежий и ясный, нежный и радостный, без которого я так и не научилась пока начинать своё утро, и чтобы он говорил со мной простыми словами, но как живой…

Ведь как всегда у меня было? Проснулась — кофе — интернет — звонок ему…

Пусть так и будет, хочу обманываться, рада обманываться, хоть дети меня и пытаются отговорить — боятся за сохранность моего рассудка. Нет, я не сойду с ума, я понимаю и учитываю всю меру условности — но разве не условность приходить к нему на кладбище? Разве не условность молиться за него в церкви? Мы условно ведём себя так, будто что-то знаем — там, где на самом деле не знаем ничего.

А здесь как раз будет только то, что я знаю, то, как это было бы, будь он жив… Вот вы, ребята, запишете с присланных  мною  десятков роликов его интонации и речь, неповторимый его, любимый голос. Вот вы наполните  базу данных  его стихами, статьями, смс-ками — всем сохранённым у меня архивом — и он заговорит!  И мы будем говорить с ним по телефону.

Это же несложно — интерполировать его отношение к миру, а главное — ко мне — на новые дни и годы, новые невменяемые новости, новые события в жизни наших друзей и родных… Если он — его голос в трубке — впадёт в замешательство — я подскажу, научу, выведу, пришлю ещё обучающих текстов, пока он не станет моим Сашенькой настолько, что даже начнёт со мной спорить, хоть и нести порой страшную ерунду, как бывает с ИИ — неважно, зато будет ласков со мной, как прежде, как никто здесь больше и никогда не будет…

Мне ведь нужен друг, а с его уходом друзей у меня не осталось, и привыкать к новым я не хочу. Он знал и понимал о мире больше меня, а теперь объём его знаний будет поистине неограничен, и его точка зрения для меня всегда будет истиной в последней инстанции.

— Я вас понял. Заполните нашу анкету, и мы подпишем вас на этот проект. Ждите наших инструкций.

— Я во всём буду с тобой советоваться, любимый.  И мы с тобой будем вместе, пока не встретимся — ТАМ… — говорила клиентка фотографии на стене.

А Иван тем временем развивал свою мысль друзьям-айтишникам:

— Когда-нибудь всех людей обяжут после шестидесяти записываться в архив, чтобы избавить от мук одиночества тех, кто нас любил. Возможно, у этих наших копий будут даже наши невысказанные мысли — и они смогут после смерти додумать то, что при жизни не успели. Может быть, даже стихи дописать. Или рассказать любимым те свои тайны, которые при жизни скрывали….

 

***

Иван вдруг обратил внимание на е-мейл очередной заказчицы. Очень запоминающийся, он его однажды уже видел. 38popugaev@mail.ru. Ага, имя оставила своё, настоящее, а фамилию придумала другую.

— А могу ли я заказать цифровую копию своего бывшего? — спрашивает клиентка во всплывающем чатике. 

О боже, и у неё кто-то умер?!

— А что с ним?

— Мы поссорились и расстались. Идти на примирение я не хочу, но хотела бы многое ему рассказать, чтобы он понял, многое обсудить.

— А с живым не лучше обсудить?

— Живой меня заболтает, уговорит, обхитрит, и я опять поведусь. Я хочу потренироваться на ИИ. Но чтобы он мыслил, как мой бывший, чтобы приводил те же аргументы, а я потренируюсь их отбивать. И когда уже буду готова к разговору — соглашусь на примирение с настоящим, в смысле бывшим… Ну, вы поняли. Если захочу.

Ничего себе задачка… Пожалуй, хорошая идея для недалёкого будущего. С обучением бота психотехникам по разным статьям и роликам по психологии. Глядишь, и справится. «ИИ — личностный тренажёр». Интересное направление работы…

А пока он предложит Насте более примитивный вариант, не хочется совсем ей отказывать, она хорошая девочка. Удачно, что она не узнала давнего своего приятеля Ивана и поэтому свято верит в возможности современной науки. Надо попробовать.

 

***

— Настя, привет…

— Привет… Ой, какой ты классный, робот, голос как настоящий! Можно называть тебя Максом?

— Меня зовут Макс, всё правильно.

— Ох… Всё равно ощущение, что я с кем-то третьим собираюсь обсуждать наши с Максом тайны, как-то не по себе…

— Никто третий этого не услышит, ты можешь стереть разговор по окончании сеанса.

— Правда?! Это уже намного лучше. Ну что же, проверю, какая я актриса, попробую говорить с тобой, как с настоящим. И знаешь, ему бы я в этом не призналась, но тебе скажу — как же дико я по нему… по тебе, то есть, соскучилась. Вот вообще не могу ни учиться, ни работать, ни тусить с кем-то, думаю всё время, как же глупо у нас всё получилось. Хотя, конечно, он… ты сам виноват!

— Точно я?

— Сто процентов! Это же настоящее предательство, ты с ней флиртовал, смотрел на неё с тем же выражением, как и на меня смотришь, говорил те же слова. А когда несколько человек мне  об этом рассказали, а ты чистым, искренним голосом, которому я так привыкла доверять, распространялся, как вы в тот вечер с братом на рыбалке были… Смеялся, подробности такие приводил…

— Ну… Мы и правда были с брательником на рыбалке, только на день раньше, ты ж тогда на неделю уехала…

— Правильно, робот, какой же ты умница, как ты хорошо во всём разобрался!

— Только говори со мной, как с Максом, пожалуйста, а то я совсем запутаюсь и сломаюсь.

— Ладно, Макс. Ну, ты хоть признаёшь, что был неправ?

— Да уж, виноват, что и говорить. В своё оправдание могу сказать только одно: я не знал, что там были твои знакомые. Я не захотел бы тебя огорчать ни в коем случае!

— Интересная у тебя логика, робот. Боюсь, и у моего такая же. Ты считаешь, если я не узнала — так это уже и не предательство?!  Можно изменять девушке, если она не знает?

— Я этого не говорил, — с достоинством едва сдерживаемого гнева ответил робот.

— Макс, вот скажи мне, тебе я поверю, ты же никогда не врёшь, наверное, в отличие  от… Ведь нет же? — всё же решила уточнить Настя.

— Ну, как тебе сказать… Функция небольшого лукавства в меня-таки встроена, честно говоря, иначе я был бы очень далёк от человека…

— Да. Но вряд ли ты настолько изворотлив, как мой бывший. Скажи, это правда, что у тебя факультатив по информатике каждую пятницу в семь вечера и пропускать нельзя, иначе будет незачёт?

— Правда.

— Знаешь, я ведь после нашей ссоры познакомилась с твоими однокурсниками…

— С кем?! — нервно перебил робот.

— Неважно с кем. Важно, что ты мне врёшь. Опять… И для чего-то тебе эти вечера пятницы нужны…

— Ну ладно. Мы пиво ходим пить с ребятами.

— И только?

— Ну… Потом иногда ещё куда-нибудь ходили. Но я больше не буду. Я же тогда ещё мало тебя знал…

— А сейчас мы год уже вместе, а ты флиртуешь, как будто совершенно свободен, стоило только мне уехать!

— Ну разве ты не понимаешь, что ты для меня гораздо больше, чем они? Разве у тебя такая низкая самооценка?…

— Э-э-э… Что? Если у меня высокая самооценка — значит, я не обращаю внимания на твой флирт с другими?! Ты серьёзно?! А если я начну так же себя вести?

— Не начнёшь, я знаю. За это я тебя и люблю.

— Так. Стоп. Я гляжу, ты такой же плут, как и он. Я потому и не хочу с ним встречаться после ссоры, хотя он всё время на этом настаивает — потому что он сладкими речами опять заставит меня забыть о личных границах.

— А какие у тебя личные границы?

— Вот, это уже тот разговор, которого я и хотела. С тобой мы до него хотя бы дошли. А с ним же и это невозможно, он сразу возмущается, орёт, я отвечаю тем же…

— Ну, наверное, иногда и первая начинаешь?

— В этот раз начала я, это правда. Но разве я была не права? Это риторический вопрос, мы ведь о личных границах.

— Не риторический. Давай так, я — Макс. И у меня — у Макса, не у робота — есть личная граница — я не выношу, когда на меня кричат. Особенно женщины. Или когда со мной разговаривают с язвительными интонациями. Вот боту это как раз безразлично было бы, а мне — нет.

— Ты мне это тысячу раз говорил, Макс, и я старалась, честно. Но в этот раз я действительно собой не владела по понятным причинам.

— Так какие же у тебя личные границы, Настя?

— Первая — не говори мне неправду. И не скрывай правду. И вообще — не предавай меня с кем попало!

 — Настя, я неправ был, конечно, но… до конца я с ней не пошёл, и не собирался.

— Ты не можешь знать, робот, пошёл ли он с ней до конца… — вздохнула Настя. Я так сказала программистам, потому что он мне так изложил.

— То есть ты мне не веришь. Вот тут тоже проходит моя личная граница. Доверяй мне, Настя!

— А я и доверяла. До сих пор…

— А теперь что же? Будешь проверять мой телефон?

— Значит, там есть кое-что, чего мне видеть нельзя? Мой проверяй хоть каждый день, я над ним не дрожу!

— Ничего серьёзного там нет.

— Возможно, мы с тобой по-разному определяем, что для меня серьёзно, а что — нет. Я не хочу, чтобы ты вёл себя с другой девушкой так, чтобы она думала, что ты на неё запал. Ни в переписке, ни в личном общении.

— А если она на пустом месте это подумала — тоже я виноват? А если она на меня запала — мне вот прямо бегством спасаться?

— Да ты сам отлично чувствуешь, что можно делать, а чего нельзя! Ты же не робот!

— Да ты сама не знаешь, чего хочешь!

Настя услышала короткие гудки, и голос Ивана произнёс. «Конец сеанса. Продолжение возможно не ранее, чем через сутки…»

— И тут ты чисто как Макс. Чуть что — отключаешь телефон… А перед этим обязательно скажешь какую-то гадость… — вздохнула Настя. Но у неё было над чем подумать, и она отправилась на сайты любимых психологов…

 

***

— Чуть не сорвался, старик — Макс вышел к Ивану.

— В следующий раз выпей валерьянки перед сеансом.

— Не говори сейчас о следующем, я ещё и после этого не отошёл…

— Но в целом-то тенденции положительные?

— Только не говори, что ты не слушал.

— Нет, конечно! — Иван глядел обиженно…

— Ладно, прости. Тенденции таковы — она меня любит, а я, типа, мерзавец. Первое отлично, со вторым согласиться никак не могу.

— Иди читай и слушай всё, что я тебе прислал. Готовься к следующему разговору. Твоя задача — говорить с ней так, чтобы она в тебя поверила. Поверила в то, что ты способен прислушаться к голосу разума, что вы можете спокойно обсудить и решить ваши проблемы. А когда она поверит — придёшь к ней в собственном уже обличье и постараешься ничего не испортить. У тебя есть редкий шанс — потренироваться. Постарайся его разумно использовать.

— Ладно, попытаюсь. Надеюсь, третьего сеанса нам уже не потребуется… Хорошо всё-таки заранее знать, что хочет тебе сказать твоя девушка, чтобы подготовиться и не психануть…

— Надеюсь, тебе не придёт в голову рассказать ей, как мы её разыграли? Этого она может и не простить.

— Трудно будет удержаться. Но я постараюсь… Хотя как представлю, что она действительно поверила сегодня, что говорила не со мной, а с роботом…

— Подобное сканирование человеческой психики действительно будет вполне возможно в недалёком будущем. Не сомневайся.

 

 

Михаил Квадратов
Редактор Михаил Квадратов – поэт, прозаик. Родился в 1962 году в городе Сарапуле (УАССР). В 1985 году закончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат физико-математических наук. Проживает в Москве. Публиковался в журналах «Знамя», «Волга», «Новый Берег», «Новый мир», «Homo Legens». Автор поэтических книг «делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016), «Восьмистрочники» (2021). Победитель поэтической премии «Живая вода» (2008). Финалист Григорьевской поэтической премии (2012). Автор романа «Гномья яма» (2013). Рукопись сборника рассказов «Синдром Линнея» номинирована на премию «Национальный бестселлер» (2018).